Кафедра успешно и плодотворно занимается научно-исследовательской работой, основным направлением которой является - «Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам и переводу в техническом вузе».
Научная концепция кафедры – система внедрения менеджмента качества и развития мониторинга качества обучения, привлечение новых технологий лингводидактики, а именно: профессионально-ориентированные методики, развитие автономного обучения, личностно-ориентированная методика.
Кафедра имеет высокий научный потенциал. Работающие в ее составе 25 докторов и кандидатов наук исследуют такие научные проблемы, как:
- методика преподавания профилирующих дисциплин технического вуза на английском языке (канд. филолог. наук, доц. Краснова Е.В.);
- основные контрманипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций и интерпретации текстов (канд. пед. наук, доц. Шведова С.В.);
- анализ и моделирование процессов развития информационного образовательного пространства (канд. пед. наук, доц. Маевская И.М);
- социокультурные факторы устойчивого развития российского общества (канд. филос. наук, доц. Волкова Т.В.);
- иностранный язык, как фактор формирования толерантности в молодежной среде: гендерный аспект (канд. филос. наук, доц. Шаповалова Ю. В.);
- коммуникативные аспекты ритуальной практики на материале древних ведийских текстов (канд. филос. наук, доц. Воронкина М.А.);
- специфика применения педагогических технологий в техническом вузе канд. пед. наук., доц. Быкадор Ж.Е.);
- академическая мобильность и программа TEMPUS (канд. пед. наук, ст. преп. Чернышева Е.С.)
- ценности лингвокультурного сообщества в зеркале фразеологии (канд. филолог. наук, доц. Максимец С.В.)
- модели реализации оценки в диалогической коммуникации (на материале современного английского языка) (канд. филолог. наук, доц. Бойко А.К.)
- вопрос-переспрос как реактивная реплика в англоязычном диалогическом единстве: функционально-семантический и прагматический аспекты (канд. филолог. наук, преп. Аведова Р.П.)
- социокультурные аспекты становления гувернерства в условиях вариативного образования в современной России (канд. социолог. наук, доц. Марченко С.Е.)
- гендерные особенности интерпретации художественного текста в сравнительно-сопоставительном аспекте (канд. филолог. наук, доц. Мойсова О.Б.)
- принципы изучения лексики англоязычного происхождения в современном русском языке (к вопросу составления словаря англицизмов) (канд. филолог. наук, доц. Семенова М.Ю.)
- методика преподавания иностранного языка и перевода в высшей школе (канд. пед. н., доц Богатская Е.Ю.)
- несобственно-прямая речь (канд. филолог. наук, доц. Котельникова И.Н.)
- дидактические особенности использования видеоконтентов при изучении иностранного языка (канд. пед. наук, доц. Жданько А.П.)
- перевод и переводоведение, дистанционное образование, лингводидактика (канд. пед. наук, доц. Ласкина Е.Е.)
- визуализация в образовании, системный подход в обучении различным дисциплинам (д. психол. наук, проф. Макарова Е.А.)
- смежные неоднозначные явления в синтаксисе русского языка (канд. филолог. наук, доц. Масалова М.Ю.)
- специфика функционирования энантиосемичных устойчивых синтаксических структур ((д. филол. наук, проф. Острикова Г.Н.)
- анализ процессов саморегуляции и самостоятельного программирования читательской деятельности в случае с восприятием профессиональной информации на неродном языке (канд. пед. наук, доц. Тазапчиян Р.М.)
- этнолингвокультурные особенности транслингвальной художественной литературы в контексте мультикультурализма, гетеролингвизма и интерлингвокультурного взаимодействия (канд. соц. н., доц. Черноситова Т.Л.)
- грамматическая семантика (канд. филолог. наук, доц. Шапошникова Н.М.)
- становление межкультурной профессиональной компетентности специалиста международного бизнеса в процессе изучения иностранного языка (на базе английского) (канд. пед. наук, доц. Бжиская Ю.В.)
Наши преподаватели ежегодно принимают участие в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Нальчике, Пятигорске и других городах России. Это конференции по проблемам образования, теории и практики обучения языкам в вузе, по проблемам общества в современном мире, классического лингвистического образования в современном мультикультурном пространстве, межнационального согласия и профилактике конфликтов, информационным технологиям, проблемам воспитания толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде.
Преподаватели нашей кафедры ежегодно публикуют результаты своих научных исследований в международных, центральных и межвузовских изданиях, в сборниках научных трудов, электронных журналах.
Одной из форм повышения квалификации и обмена опытом является работа научных и методических семинаров кафедры.
Наша кафедра является организатором ежегодной международной научно-практической конференции «Информационно-коммуникативная культура: наука и образование», на которой с докладами на иностранном языке выступают преподаватели и студенты ДГТУ и других российских и зарубежных вузов. По результатам конференции издается сборник научных трудов, в котором студенты имеют уникальную возможность опубликовать научные статьи совместно со своими преподавателями.
Научный кружок каф. «НТПиПК»
«ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО»
Научный кружок открыт для всех студентов, заинтересованных в усовершенствовании навыков владения иностранными языками и развитии своего научно-исследовательского потенциала. Здесь студенты обучаются навыкам подготовки, выполнения и презентации научной работы, включая курсовые, выпускные квалификационные работы, научных статей и тезисов, выступают с докладами на конференциях. Члены Лингвистического общества ежегодно принимают участие в Днях студенческой науки, конкурсе презентаций, международной конференции «Информационно-коммуникативная культура: наука и образование», публикуют статьи в сборниках научных трудов совместно с преподавателями и самостоятельно.
В рамках работы кружка проходят следующие мероприятия:
- конкурс переводов;
- конкурс студенческих научно-исследовательских работ;
- олимпиада по иностранным языкам;
- фестиваль иностранных языков и культур;
- дебаты и круглые столы на иностранных языках по актуальным вопросам науки и социальной тематике с носителями языка.
Цели «Лингвистического общества»:
- накопить знания в области лингвистики, страноведения, межкультурной коммуникации, переводоведения;
- овладеть навыками изложения и оформления мыслей в научном ключе на иностранном языке;
- научиться легко и свободно общаться, преодолевая языковые и психологические барьеры.
Каждый учебный год работа в кружке ведется по актуальным вопросам теоретической грамматики английского языка, лингво-стилистического анализа текста, проблемам художественного и научно-технического перевода. Кроме того, открыт дискуссионный клуб с носителями испанского и немецкого языков.
Ответственный за работу «Лингвистического общества» – доктор филол. наук, профессор Острикова Г.Н.