1. Предназначение кафедры и ее место среди других кафедр
В качестве самостоятельной кафедры «Уголовное право и криминалистика» функционирует на факультете с октября 2013 г., после разделения кафедры «Юриспруденция» на четыре самостоятельные кафедры в соответствии с приказом ректора № 220 от 22.10.2013 г.
Наименование кафедры - кафедра «Уголовное право и криминалистика» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет».
Сокращенное наименование кафедры - «УПК». Кафедра имеет статус выпускающей. Кафедра организационно входит в состав гуманитарно-экономического факультета ДГТУ.
Реализуемое направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (год открытия -2011).
Основными видами деятельности кафедры являются:
- учебно-методическая работа;
- воспитательная работа;
- научно-исследовательская работа;
- экспертно-консультационная работа;
- информационно-аналитическая работа.
2. Основные направления деятельности кафедры
- проведение плановых занятий по общепрофессиональным дисциплинам уголовно-правовой специализации учебного плана;
- выполнение мероприятий методической, научно-исследовательской и издательской работы по профилю кафедры;
- участие в воспитательной работе со студентами.
3. Принципы и задачи кафедры
Основные принципы работы кафедры:
- формирование личности студента, обладающего гражданской зрелостью, высокой общественной активностью, способного эффективно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности в конкретной сфере правовой деятельности;
- единство научного и образовательного процесса, их направленность, в первую очередь, на правотворческую и правоприменительную деятельность судов;
- материальное и моральное стимулирование труда преподавателей кафедры, развивающих творческие способности слушателей и студентов, обеспечивающих внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий и результатов научных исследований;
Основными задачами кафедры являются:
- совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности для удовлетворения потребности общества в квалифицированных специалистах;
- участие в реализации программ высшего, среднего профессионального образования и дополнительного образования в соответствии с закрепленными за кафедрой дисциплинами учебного плана;
- переход на двухуровневую систему подготовки кадров с высшим профессиональным образованием по направлению подготовки «Юриспруденция»:
- обеспечение учебно-методическим материалом вариативной части профессионального цикла учебного плана основной образовательной программы «Бакалавр», «Магистр» по уголовно-правовой специализации;
- формирование человеческих ценностей у подрастающего поколения, оказание профессиональной помощи и поддержки в разрешении проблем возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса;
- проведение научных исследований и разработок по основным направлениям;
- руководство научно-исследовательской работой студентов;
- пополнение интеллектуального потенциала и постоянное повышение квалификации научно-педагогических работников кафедры, отвечающих потребностям времени и тенденциям развития науки и практики ХХI века;
- осуществление экспертно-консультационной и информационно-аналитической работы;
- создание лаборатории по проведению судебных экспертиз и иных экспертных исследований.
Основные направления развития кафедры:
4. Учебно-методическая деятельность
- разработка учебно-методических материалов по дисциплинам специализации кафедры по проведению всех видов учебных занятий, а также других пособий, предусматривающих и использование наиболее целесообразных форм и методов преподавания;
- подготовка рабочих программ, учебно-методических комплексов по вариативной части профессионального цикла учебного плана основной образовательной программы «Бакалавр», «Магистр» по уголовно-правовой специализации;
- содействие в обеспечении студентов юридическими источниками, учебниками, иными изданиями по перечисленным учебным курсам, в том числе важнейшими зарубежными изданиями;
- сбор и систематизация информационных источников по предметам кафедры в виде библиографии, интернет-ресурсов, периодических российских и зарубежных изданий;
- разработка и подготовка к изданию учебников и учебных пособий по дисциплинам кафедры;
- подготовка учебника по уголовному праву для вузов под Грифом Министерства образования РФ.
5. Воспитательная работа
- оказание помощи студентам в организации учебного процесса, самостоятельной работы и подготовки к текущему контролю;
- подготовка кураторов для работы со студенческими группами;
- организация диспутов и тематических бесед со студентами по актуальным вопросам современности;
- организация и подготовка культурно-массовых мероприятий;
- проведение активной агитации за здоровый образ жизни;
- использование форм морального и материального поощрения лучших студентов (награждение дипломами, грамотами, денежными премиями).
6. Научно-исследовательская работа
1. Проведение научно-исследовательской работы по следующим научным направлениям кафедры:
- Борьба с экономическими преступлениями;
- Проблемы противодействия коррупции в современной России;
- Терроризм и экстремизм: вопросы квалификации и противодействия.
2. Участие во внутривузовских научных грантах.
3. Организация и проведение международных научно-практических конференций для преподавателей и студентов.
4. Проведение методических семинаров, «круглых столов» по актуальным проблемам действующего законодательства и методики преподавания учебных дисциплин кафедры.
5. Проведение мастер-классов ведущими преподавателями кафедры.
6. Организация проведения научно-образовательных олимпиад.
7.Участие преподавателей в международных всероссийских и межвузовских научных конференциях.
8. Обеспечение участия студентов в международных, всероссийских и межрегиональных конкурсах студенческих работ.
9. Публикации научных статей преподавателями кафедры, в т.ч. в специализированных журналах ВАК.
10. Организация и проведение выездных занятий для студентов по дисциплинам кафедры.
7. Информационно-аналитическая работа
- создание информационных банков данных, прежде всего, по проблемам судебной системы;
- регулярное обновление рубрики кафедры на сайте ДГТУ;
- публикации информационных обзоров по итогам научно-исследовательской деятельности кафедры, подготовка монографий по результатам научных исследований;
- обеспечение учебного и научного процессов собственными учебниками, учебно-методическими и методологическими пособиями;
- формирование фонда учебно-методических и информационных материалов на электронных носителях;
- пополнение видеотеки с записями «модельных» и реальных судебных процессов, ролевых игр, лекций и специализированных семинаров с комментариями ведущих преподавателей, ученых.
8. Материально-техническое развитие кафедры
- внедрение в учебный процесс новых информационных технологий, обеспечение широкого доступа студентов к мировым информационным ресурсам;
- оснащение лаборатории по проведению судебных экспертиз и иных экспертных исследований современным оборудованием, которое будет использоваться при изучении студентами дисциплин уголовно-правовой специализации;
- приобретение современного программного обеспечения, комплектования компьютерного оборудования для лаборатории по проведению криминалистических экспертиз и иных экспертных исследований.
9. Стратегия развития кафедры
- повышение профессионального уровня сотрудников кафедры на всех уровнях иерархии;
- увеличение штатных сотрудников профессорско-преподавательского состава кафедры;
- привлечение к преподавательской деятельности действующих судей, судей в отставке, работников прокуратуры, следственных органов;
- развитие системы морального и материального стимулирования труда преподавателей кафедры с учетом повышения качества подготовки студентов;
- внедрение ведения документирования по системе менеджмента качества.
- применение в учебном процессе новых образовательных технологий, результатов научно-исследовательской и учебно-методической работы;
- внедрение в образовательный процесс интерактивных форм и методов обучения.
10. Заключительные положения
Концепция развития кафедры предполагает усовершенствование ее структуры и системы взаимодействия профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и слушателей при осуществлении учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.