«КАФЕДРА JEAN MONNET»
«Best European Practices of Quality Assurance (JM4EQA)»
«Лучшие европейские практики в обеспечении качества»
ГЛАВНАЯ
В 2016 г. опорный многопрофильный вуз - Донской государственный технический университет - выиграл в конкурсе программ Европейской Комиссии грант для открытия на 2016-2019 гг. кафедры JeanMonnet «Лучшие европейские практики в обеспечении качества».Заявка на конкурс была совместно подготовлена кафедрой «Педагогические измерения» и Центром международного обучения и Тюнинга ДГТУ.
Программа исследований в рамках проекта кафедры Jean Monnet направлена на создание условий интеграции европейской и российской систем образования.
О ПРОГРАММЕ JEAN MONNET
''Заставьте людей сотрудничать, покажите им, что, несмотря на их различия и границы у них есть общие интересы''.
Жан Монне (1888-1979) - выдающийся французский политический деятель, экономист, финансист, идеолог Европейского Союза.
В память о вкладе Жана Монне в дело развития европейской интеграции в 1989 г. Европейской Комиссией учреждена Программа Jean Monnet Action, предусматривающая повышение уровня знаний о европейской интеграции и проведение европейских исследований. На сегодняшний день программа Jean Monnet интегрирована в программу Европейской Комиссии «Erasmus+».
С 2001 года Программа Жана Монне была распространена на государства, не являющиеся членами Европейского Союза. В результате исследовательские центры и кафедры им. Жана Монне были созданы во многих университетах и научных институтах за пределами Европы. В настоящий момент Программа Жана Монне распространяется на 78 стран мира, более 800 вузов, более 1700 профессоров читают лекции и ведут семинары по европейской интеграции, охватывая студенческую аудиторию в 265 тыс. человек ежегодно.
Программа Jean Monnet входит в программу «Erasmus+» и направлена на расширение знаний о процессах европейской интеграции посредством преподавания, исследований и дебатов на темы, связанные с историей, политикой, экономикой и законодательством Европейского Союза.
Программа Jean Monnet включает три основных направления.
К первому «Преподавание и исследования» относятся, прежде всего, это продвижение лучших практик и инновационных педагогических технологий. Акцент делается на руководство деятельностью по научным направлениям и на мониторинг публикационной активности преподавателей-исследователей. Данное направление реализуется в нескольких формах: модули Jean Monnet (Jean Monnet Module), кафедры Jean Monnet (Jean Monnet Chair), центры лучших практик Jean Monnet (Jean Monnet Centres of Excellence).
Второе направление - «Диалог между политиками и академической средой» - реализуется через проекты Jean Monnet и сети Jean Monnet в целях сбора и распространения информации о методологических подходах и педагогических технологиях, включая диссеминацию результатов европейских и совместных исследований и проектов. Предполагается сотрудничество, как между образовательными, так и другими организациями в Европе и по всему миру.
Третье направление – «Поддержка деятельности образовательных организаций и ассоциаций» (ассоциации Jean Monnet). Оно предусматривает развитие деятельности объединений, занимающихся исследованиями совместно с ЕС; проведение исследований в области европейской интеграции для последующего консультирования региональных, национальных и европейских политиков и представителей общественных движений, распространение результатов исследований в целях развития сотрудничества на основе открытого диалога и взаимопонимания.
О ПРОЕКТЕ
Проект «Кафедра Jean Monnet (Jean Monnet Chair)» включает в себя различные виды преподавательской деятельности для распространения знаний о Болонском процессе, европейской интеграции и обеспечении качества образования в странах, входящих в ЕПВО
Monnet - участники международных проектов Европейской Комиссии, связанных с вопросами обеспечения качества, среди которых Tuning Russia (2010-2013), IQA (Independent Quality Assurance, 2012-по настоящее время), VALERU (Validation of Non-formal/Informal Learning in Russian Higher Education, 2013-по настоящее время), EQUASP (On-line Quality Assurance of Study Programmes, 2013-по настоящее время).
Накопленные сотрудниками ДГТУ опыт и знания в области обеспечения качества образования в Европе позволяют сформировать методическую базу для подготовки и повышения квалификации экспертов в области оценки качества образования в соответствии с европейскими и международными стандартами.
Основная деятельность проекта направлена на разработку и проведение лекционных курсов о лучших европейских практиках независимой оценки качества образования, разработанных с учетом опыта участия сотрудников вуза в международных проектах Европейской комиссии. В ДГТУ такой курс реализуется в рамках магистерской программы «Измерения и оценка качества образования».
СОТРУДНИКИ
ШВЕДОВА |
ЕФРЕМОВА |
МАЕВСКАЯ |
СЕНИНЕЦ
|
Резюме
В результате реализации проекта «Кафедра Jean Monnet (Jean Monnet Chair)» кна кафедре «Педагогические измерения» предполагается провести ознакомление преподавателей и магистрантов с принципами, задачами и инструментами Болонского процесса; системами уровней высшего образования и зачетных единиц; спецификой европейской и национальной рамок квалификаций; стандартами и рекомендациями обеспечения качества и академической мобильности студентов и преподавателей, признанием дипломов и т.д.
Международный форум «Образование без границ: современные подходы и лучшие практики» 18-19 мая 2017 года в Донском государственном техническом университете в рамках реализации проекта программы ERASMUS+, поддерживаемго и софинансируемого Евросоюзом:
JM4EQA - Jean Monnet Chair on Best European Practices of Quality Assurance «Лучшие европейские практики оценки качества образования» (академический координатор доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогические измерения» Ефремова Надежда Федоровна)
В работе форума приняли участие ведущие европейские и российские ученые:
- Шведова Светлана Викторовна, проректор по международной деятельности ДГТУ, эксперт Европейской Комиссии по продвижению реформ ВО в контексте Болонского процесса, г. Ростов-на-Дону;
- Густаво Санчес Каналес и Хуан Антонио Нуньез Кортес, профессор Мадридского автономного университета, Испания;
- Хуан Антонио Нуньез Кортес, профессор Мадридского автономного университета, Испания;
- Жоау Карлуш Мендонса-Жоау, преподаватель института португальского языка и культуры имени Луиса Камоэнса, Португалия;
- Жан-Пьер Ренэ Ленотр, президент Ассоциации друзей французского языка Рамбуйе, Франция;
- Пономаренко Сергей Николаевич, директор ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», г. Москва;
- Звонников Виктор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, генеральный директор Ассоциации организаций развития управленческого образования, член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по содействию профессиональному и бизнес образованию, г. Москва;
- Ершов Андрей Геннадьевич, кандидат филологических наук, директор Института непрерывного педагогического образования РУДН, г. Москва;
- Смирнов Юрий Аалексеевич, руководитель Издательства «Просвещение», г. Москва;
- Челышкова Марина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор Федерального центра аккредитации врачей, г. Москва;
- Авво Борис Вольдемарович, кандидат педагогических наук, РГПУ им. Герцена, член экспертного Совета по образовательной политике при Комитете по образованию, г. Санкт-Петербург;
- Малыгин Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, проректор, Ивановский государственный университет, г. Иваново;
- Ионова Светлана Валентиновна, доктор филологических наук, профессор ВолгГУ, г. Волгоград.
Активно участвовали преподаватели и студенты вузов (ДГТУ, ЮФУ, РИНХ, РГМУ, ТверГУ и др.); администраторы и учителя общеобразовательных учреждений (представители школ, лицеев, гимназий, колледжей) г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
В рамках форума проведены три информационно-ознакомительных семинара:
- Обеспечение качества обучения в условиях интеграции европейской и российской систем образования (лекторы: Пономаренко С.Н., Звонников В.И., Челышкова М.Б., Ершов А.Г.)
- Российское образование на международном образовательном рынке: представление образовательной деятельности университета в европейском формате (лекторы: Малыгин А.А., Уваровский А.П., Кечетжиева Л.К., Ефремова Н.Ф.).
- Внедрение результатов европейских проектов по обеспечению качества образования в российскую систему образования (лекторы: Шведова С.В., Маевская И.М., Ефремова Н.Ф.).
Участники форума обсудили выступления и сообщения по проблемам обеспечения и оценки качества образования, компетентностного обучения и роли преподавателя в новых условиях, взаимодействие с работодателями.