Общая и консультативная психология
Педагогические измерения
Психология, педагогика и дефектология
В 1984 году окончила факультет психологии Ростовского государственного
университета.
С 1986 года штатный преподаватель кафедры общей психологии
факультета психологии РГУ.
В 1989 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история и теория педагогики» на тему «Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе».
С 1998 года – доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии РГУ.
С 2003 года - доктор психологических наук по специальностям 19.00.01 «Общая психология», 19.00.07 «Педагогическая психология». Тема докторской диссертации: «Смыслообразование в учебном
процессе».
С 2004 года – профессор кафедры психофизиологии и клинической
психологии РГУ.
В 2006 году Абакумова И.В. получила грант от American University,
Washington, подразделение TraCCC, по проекту «Реабилитация в ситуациях
жизненного кризиса» и прошла трехнедельную стажировку в Американском
университете (Вашингтон), в 2007 году прошла повышение квалификации по
проблемам модернизации управления университетами в Мичиганском
университете (штат Иллинойс, США).
С 2006 – зав. кафедрой «Общей психологии» факультета
психологии РГУ, ныне «Общей и педагогической психологии» Южного
федерального университета — ЮФУ.
С 2015 года – и.о. директора Академии психологии и педагогики ЮФУ.
В 2017 году перешла работать в ДГТУ в качестве декана факультета «Психология, педагогика и дефектология», а также зав. кафедрой «Общая и консультативная психология», на которой работаю по настоящее время.Лауреат премии правительства РФ
Академик РАО.
И.В. Абакумова является членом сообщества психологов Евросоюза EuroPsy, членом Российского психологического общества, состоит в ассоциации практических психологов России, членом Президиума УМО по психологическим наукам, председателем регионального УМО по психологии, членом Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», заместителем главного редактора «Российского психологического журнала» (из списка ВАК), заместителем главного редактора журнала «Северо-Кавказский психологический вестник», членом международной редакционной коллегии «Известия Южного федерального университета», входит в состав редакционного совета всероссийского научного журнала «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки».
Ирина Владимировна является экспертом:
− КИАС "Экспертиза Образовательных Проектов",
− конкурсной комиссии "Поощрение лучших учителей" (Министерство общего и профессионального образования Ростовской области),
− Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (эксперт в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации).
Председатель специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д - 212.208.27(Южный федеральный университет.
Абакумова И.В. в качестве постоянного члена принимает участие в работе диссертационных Советов: Д-212.208.04 (Южный федеральный университет), Д-212.101.06 (Кубанский государственный университет).
Член экспертного совета ВАК по психологии и педагогики.
Под руководством И.В. Абакумовой защищены:
− более 100 дипломных работ специалистов;
− более 20 магистерских диссертаций;
− более 35 кандидатских диссертаций;
− 5 докторских диссертаций.
Абакумова И.В. квалифицируется как основоположник нового перспективного направления современной психолого-педагогической науки –
смыслодидактики. В ее более чем двухстах публикациях методологические и теоретические проблемы учебного процесса представлены в контексте
смыслообразования. В ее трудах содержание учебного процесса исследуется в смыслодидактической интерпретации, выявлен смыслообразующий потенциал
различных образовательных
технологий, заложены основы
смыслодидактического моделирования.Проблема смыслообразования, проблема кадрового отбора и профессиональной пригодности лиц, работающих в службах безопасности, информационные технологии в диагностической и коррекционной работе с детьми и подростками, акселерация и ретардация в обучении и развитии, психодидактика, психология смысла и смыслопедагогика, толерантность в поликультурной образовательной среде, смысложизненные стратегии детей и молодежи, жизненные ценности и особенности смысловой реализации личности.