Для обеспечения доступа инвалидов и/или лиц с ОВЗ к услугам Университета и объектам, на которых они предоставляются, необходимо соблюдать следующие рекомендации с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации
Особенности общения с лицами, имеющими нарушения зрения
- 1. При встрече с человеком, имеющим нарушения зрения, необходимо поприветствовать его первым, назвав себя и других собеседников (по обстоятельствам).
- 2. Предлагая помощь, следует направлять человека с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку.
- 3. При описании местонахождения ограничьтесь наиболее значимыми для ориентировки деталями места или объекта.
- 4. Своевременно предупреждайте о препятствиях на пути.
- 5. Следует передвигаться без резких движений, не делать рывков.
- 6. При передвижении не нужно держать человека с нарушением зрения за руку, ему нужно предложить взять сопровождающего за предплечье.
- 7. При ходьбе сопровождающий должен находиться на шаг впереди; при таком положении имеется возможность движением руки сигнализировать о препятствиях, остановках, узких проходах.
- 8. При спуске и подъеме по ступеням лестницы сопровождающий должен находиться на ступень ниже или выше.
- 9. Когда Вы предлагаете человеку с нарушением зрения сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.
- 10. Не заставляйте Вашего собеседника обращаться в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его об этом.
- 11. В разговоре не избегайте выражений, основанных на визуальных впечатлениях.
- 12. При необходимости зачитывания какой-либо информации сначала следует предупредить об этом, читать нужно все, воздержавшись от комментариев.
Особенности общения с лицами, имеющими нарушения слуха
- 1.В первую очередь, необходимо привлечь внимание человека приветствием или назвав его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
- 2. В ходе диалога находиться нужно на близком расстоянии, смотреть прямо в лицо собеседнику и говорить максимально четко, замедляя свой темп речи.
- 3. Не загораживать лицо руками, волосами или какими-то другими предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением Вашего лица.
- 4. Строить фразы информационно насыщенно, избегая несущественной информации.
- 5. Использовать естественные жесты, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного.
- 6. Быть уверенным, что собеседник осмыслил правильно предоставленную ему информацию. Если информация была неправильно воспринята, перефразируйте сообщение с использованием более простых синонимов.
- 7. Необходимо обращаться непосредственно к слабослышащему, а не к его сопровождающему (сурдопереводчику).
- 8. Использовать письменную форму речи, если возникают трудности при устном общении (непонимании) или в многолюдных местах.
- 9. Рекомендовать в процессе коммуникации пользоваться слуховым аппаратом.
Особенности общения лицами, имеющими затруднения в речи
- 1. В процессе общения, старайтесь не перебивать и не поправлять собеседника.
- 2. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
- 3. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у Вас больше времени.
- 4. Если Вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
- 5. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
- 6 .Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
- 7. Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
- 8. Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.
Общение с лицами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Необходимо:
- 1. Помнить, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека.
- 2. Находиться с инвалидом в коляске на одном зрительном уровне.
- 3. Всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
- 4. Не прикасаться и менять местоположение инвалидной коляски без согласия владельца.
- 5. Предложить помощь при открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом.
- 6. Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- 7. Не хлопайте человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
По материалам методических рекомендаций об организации приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования (от 29.06.2015 № АК-1782/ 05)